В неделю разслабленного

Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни
Ей Господи! человека не имам. Иоан. гл. 5. ст. 7.

О горькаго несчастия! быть в беде, а не иметь утешения: быть в злоключении, а не иметь отрады: быть в болезни, а не надеяться помощи. Одно раждает печаль; другое приводит в отчаяние: одно наносит рану; другое делает ее смертоносною. Не знаю, чему здесь больше удивляться надобно, жестокости ли мучения, или терпению мучимаго. В таком состоянии бедный

находился разслабленный.

Лежит несчастливый сей при спасительной купели чрез тритцать, как надобно думать, и осмь лет: лежит же, все свои уды имея недугом разслабления связанные, всего действия лишенные: живый мертвец, которому собственное тело зделалось гробом; и ежели что его оживляло, то была одна надежда, которую он на знаемых, на приятелей и на сродников полагал, что от них с своего прилепившагося к нему одра снят будет, и брошен в воду, Ангелом чудесно возмущаемую. Жди, бедный разслабленный! не без того, чтоб у тебя не было прежде приятелей, так сию малую услугу в таком печальном состоянии откажут ли? в самое короткое время твои разслабленные члены поднять и бросить в воду за труд себе почтут ли? Но лживи сынове человечестии! (Пс 61, 10). Прошол год, прошол другой, прошол третий, прошло тридесять и осмь лет: но никто не мог сыскаться, который бы ему хотя не по приятству, так по человечеству сие благодеяние оказал. И для того разслабленный наш из разслабления телеснаго впал уже, чрез отнятие надежды, в разслабление душевное; начал воздыхать, стенать, вопить и жалобными сими словами наполнять воздух весь: человека не имам, человека не имам. Да и правда, что уже ему нечего осталось ожидать от человек; ежели бы Богочеловек Господь Иисус, который пришел спасти погибшаго, и болезни наши на себе понес, (Мф 18,9) не умилосердился над ним.